PostHeaderIcon И.Е. Алексеев "Из научного наследия профессора Казанского университета Н.Ф.Высоцкого". Материалы III научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2012 г.)

Взгляд на проблему пьянства в России через призму русских народных пословиц и поговорок, личных наблюдений и медицинской практики учёного.

В 2013 г. исполнится 170 лет со дня рождения выдающегося русского учёного-медика, историка, общественного и политического деятеля, организатора борьбы с эпидемиями, публициста и коллекционера Николая Фёдоровича Высоцкого (1843 - 1922).

Имя этого неординарного во многих отношениях человека часто «мелькает» в исследованиях по хирургии, эпидемиологии, археологии, этнографии, трудах по истории благотворительности, краеведению, в медицинских справочниках. Н.Ф.Высоцкий известен как организатор и первый руководитель Бактериологического института при Императорском Казанском университете (ИКУ), основоположник развития отиатрии в Казани, бескорыстный адепт и подвижник «Российского Общества Красного Креста» в Казанской губернии, идеолог и практик общественной медицины.

В вышедшем в свет в 2006 г. третьем томе «Татарской энциклопедии» хирурги Н.Ф.Высоцкий и Л.Л.Лёвшин были названы первыми русскими онкологами, а работа Николая Фёдоровича по выяснению причин возникновения и развития рака нижней губы - «одной из первых работ по онкологии».(1) По трудам и статьям учёного можно изучать народные воззрения на медицину и «богатую» эпидемиологическую историю Казани.

Помимо прочего, Н.Ф.Высоцкий получил известность в качестве руководителя умеренно-монархического «Союза пастырей и церковных старост г. Казани», «группы правых профессоров» ИКУ, правого крыла «Казанского Союза 17 Октября» (КС17О), а затем - «Казанского Русского Избирательного Комитета» и «Казанского Русского Национального Клуба».(2) В начале двадцатого века он состоял ктитором Университетской Крестовоздвиженской церкви. Во время Первой мировой войны Н.Ф.Высоцкий являлся также одним из инициаторов и активных проводников борьбы с «лекарственным голодом».

Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что личность Н.Ф.Высоцкого и его вклад в развитие отечественной науки не получили ещё должной оценки. В известной мере это утверждение относится и к эпохе, в которой он жил и работал. В настоящее время возникла необходимость восполнить данные пробелы.

Как учёный-медик и общественный деятель, Н.Ф.Высоцкий, безусловно, не мог оставаться безучастным и к проблеме распространения в России пьянства. Я не располагаю данными о его участии в трезвенническом движении. Скорее всего, Н.Ф.Высоцкого нельзя было отнести к сторонникам полного отказа от употребления алкогольных напитков. Тем не менее, в его научном и публицистическом наследии можно обнаружить ряд весьма интересных наблюдений и характеристик, имеющих отношение к народным воззрениям на винопитие, и указаний на достаточно «нетрадиционные» последствия массового пьянства.

Кроме того, известно, что Н.Ф.Высоцкий был хорошо знаком и тесно сотрудничал со многими известными деятелями трезвеннического движения в Казанской губернии, в том числе, с председателем Комитета «Казанского Общества Трезвости» (КОТ) А.Т.Соловьёвым, секретарём КОТ профессором Н.Ф.Катановым и первым редактором журнала «Деятель» профессором А.И.Александровым (будущим епископом Ямбургским, викарием Санкт-Петербургской епархии Анастасием). Следует отметить при этом, что среди дореволюционной казанской правой профессуры, лидером которой он являлся, вообще весьма заметным являлось присутствие убеждённых адептов и пропагандистов трезвого образа жизни.

Один из наиболее «ярких» опытов личного знакомства будущего учёного с проявлениями алкогольной патологии относился ко времени его студенческой молодости.

В начале 1860-х гг. уроженец Нижнего Новгорода Н.Ф.Высоцкий учился на лекаря в ИКУ, с которым впоследствии оказалась связана вся его научно-преподавательская и, в значительной степени, общественно-политическая деятельность. «В бытность мою студентом, - вспоминал он впоследствии, - я с товарищем снимал комнату со столом у университетского писца, имевшего квартиру в главном университетском корпусе».(3) При этом её «хозяин» Иван Романович страдал во время запоев «белой горячкой», что вносило заметное «разнообразие» в жизнь не только самого «университетского работника» и его семьи, но и в без того не простой быт квартировавших у него студентов, коим приходилось непосредственным образом бороться с последствиями ловли «Романычем» «чертей» и прочей инфернальной «живности».

Обладая даром живого слова, Н.Ф.Высоцкий дал в изданном в 1911 г. в Москве первом выпуске «Очерков нашей народной медицины» довольно подробное описание указанного состояния, которое, на мой взгляд, и по сей день представляется весьма ценным как с медицинской, так и литературно-художественной точек зрения. При этом он указал на связь алкогольных галлюцинаций с народными представлениями о бесах и «дьяволах». «Пьяницам, - писал, в частности, Н.Ф.Высоцкий, - бесы «представляются» нередко в своём натуральном виде целыми десятками, лишают их сна, поселяют отвращение к пище, наводят ужас, истощают тело и иногда доводят до самоубийства.

Таким образом объясняет народ припадки запойного бреда или т[ак] н[азываемой] «белой горячки», наблюдаемой у нас, как известно, весьма нередко».(4)

«Иногда, - подчёркивал он, - бесы являются пьяным в человеческом образе, завлекают в какое-нибудь глухое место - в болото, реку, в лесную трущобу, где они и погибают».(5) В качестве примера Н.Ф.Высоцкий приводил случай, произошедший с одним знакомым ему отставным солдатом, которого «нечистый», явившийся тому в образе старого товарища-сослуживца, в прямом смысле довёл до ледяной проруби. Выйти из этого состояние несчастному пьянице помогло только крестное знамение и чтение молитв, которые привели его в себя. С трудом выбравшись из проруби, отставной солдат чудом добрался до своей квартиры, после чего у него открылась «горячка», а несколько пальцев на руках и ногах оказались отмороженными. «Солдата свезли в больницу, - вспоминал Н.Ф.Высоцкий, - где ему отрезали пальцы. Он долго хворал, когда поправился - дал зарок не пить и действительно после того не пил».(6) «Романычу» повезло меньше: после одного из бурных общений с «чертями» он «был отправлен в больницу, где и умер через два дня».

Во время своей обширной медицинской практики Н.Ф.Высоцкий постоянно сталкивался с пагубным влиянием пьянства на жизнь простого народа, имевшим самые «неожиданные» последствия. В 1894 г. в редактировавшемся Н.Ф.Высоцким сборнике статей «Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года», была помещена его статья «Из воспоминаний врача о холере 1866 года», отличающаяся запоминающимися сюжетами и тонким «врачебным» юмором.

В ней Николай Фёдорович рассказывал о своих, чуть было не закончившихся трагедией, «приключениях» в Спасском уезде Казанской губернии, где летом 1866 г. - по направлению местного земства - он работал в качестве «холерного врача». При этом более месяца Н.Ф.Высоцкий пробыл в селе Русские Юрткули (Русский Юрткуль), в котором стремительно распространилась холерная эпидемия.

Это село находилось в одном из «глухих углов» Спасского уезда, «верстах в 80 от известного торгового села Самарской губернии - Майны». Оттуда, как выяснил Н.Ф.Высоцкий, и были «завезены» в Русские Юрткули местным «кабатчиком» возбудители холеры - в виде нескольких вёдер «холерной настойки», дополненной кадочкой солёной щучьей икры. Причём, старт эпидемии дала «весёлая» попойка, первой жертвой которой вскоре стала жена «кабатчика».

Однако начавшаяся холера не остановила не самого «безутешного супруга», ни жителей деревни, продолжавших предаваться пьянству даже под угрозой неминуемой смерти. Н.Ф.Высоцкому понадобилось немало поистине героических усилий, чтобы прервать эту вакханалию и с помощью «административного ресурса» (в лице местного станового пристава и стражников-казаков, осуществивших прямое физическое и «моральное» воздействие на местных «лидеров мнений» в форме порки розгами и взимания «штрафов») «убедить» крестьян принять лечение, а также уничтожить сам «веселящий» источник заразы.

Весьма показательно также, что почти через тридцать лет - 28 августа 1895 г.(7) - в селе Юрткули (Русские Юрткули) был открыт, предположительно, первый в Спасском уезде, отдел КОТ.(8) А в 1896 - 1897 гг. - благодаря, главным образом, члену общества священнику Порфирию Хрусталёву - популяризация трезвого образа жизни начала распространяться и на близлежащие Мордовские Юрткули,(9) откуда во второй половине сентября 1866 г. молодому лекарю Н.Ф.Высоцкому (исполнившему свой врачебный долг в Русских Юрткулях и пытавшемуся «самовольно» оказать помощь одному из местных холерных больных) пришлось спасаться на ямщике с револьвером наперевес, уходя от разъярённой толпы крестьян, решивших без лишних разговоров отправить его, по примеру предыдущего лекаря, «в куль», «да в воду».(10)

«Частные» наблюдения Н.Ф.Высоцкого, на мой взгляд, в первую очередь, важны констатацией того, что пьянство, происходившее в условиях практически повсеместной антисанитарии и бытовой неустроенности, становилось одним из основных сопутствующих факторов и, в своём роде, мощным социальным катализатором быстрого распространения в народной среде опаснейших инфекционных заболеваний.

Это находит подтверждение, в том числе, в церковных обращениях в связи с угрозой возникновения различных эпидемий. Так, например, в «Поучении в предупреждение на случай появления заразных болезней», утверждённом резолюцией архиепископа Казанского и Свияжского Арсения (А.Д.Брянцева) 4 февраля 1899 г.,(11) говорилось: «Чистотой, опрятностью, употреблением здоровой воды и особенно воздержностию от пьянства, которое расстраивает не только наше здоровье, но и благосостояние семьи, всегда можно охранить себя и свою семью от появления в доме опасной болезни».(12)

Однако эти простые истины отнюдь не всегда находили дорогу к сердцам представителей простого народа. Характерно также, что особенно широкое распространение в Казанской губернии пьянство получило в инородческой среде - у чуваш и черемис (марийцев). Н.Ф.Высоцкий одним из первых обратил на это внимание в своей докторской диссертации на тему «Материалы к учению о происхождении и развитии рака нижней губы», защищённой в 1872 г. «Пьянство у чуваш и черемис развито до невероятных размеров, - писал он, в частности. - Пьют мужчины, пьют женщины, пьют подростки».(13)

Подобные же выводы делал он и в части распространения среди них другой «вредной привычки» - табакокурения, отмечая, что «чуваши и черемисы - страстные любители табака». Любопытно, что, среди проживающих рядом с ними русских, курение, по наблюдениям Н.Ф.Высоцкого, было распространено «очень мало». «Русские крестьяне, - указывал он, - приучаются к трубке, в большинстве случаев, поживши года 2, 3 в городе, в работниках, или проходивши на пароходах, в качестве различных кочегаров, водоливов и т.п. Словом, курят табак главным образом те, которые вкусили уже различных прелестей цивилизации. Оседлое население деревень курит очень мало. Многие считают употребление табака даже грехом».(14)

Одним из многочисленных направлений научной деятельности Н.Ф.Высоцкого являлось изучение и интерпретация с научно-медицинской точки зрения народных преданий, пословиц, поговорок, примет. В плане обращения к проблеме пьянства особого внимания заслуживает помещённая в 1903 г. в историко-литературном журнале «Исторический Вестник» статья «Медицинские воззрения нашего народа в пословицах и поговорках», в которой учёный подчёркивал, что «при внимательном изучении наших народных пословиц, оказывается, что между ними встречается немало совершенно верных наблюдений и таких разумных советов, под которыми не задумается подписаться и образованный врач».(15)

При этом Н.Ф.Высоцкий не просто собирал русские народные пословицы и поговорки, но и вдумчиво анализировал их, делая обобщающие выводы. Основные из них заключались, пожалуй, в том, что у русского народа «здоровье считается самым ценным и высшим благом», а, «чтобы быть здоровым, необходимо работать, не лениться, быть воздержанным и соблюдать чистоту тела».

Между тем, изучение народных пословиц и поговорок указывало на то, что «умеренное» винопитие к тому времени уже прочно вошло в народную жизнь и рассматривалось в качестве одного из «питательных» факторов укрепления здоровья. Об этом, например, свидетельствовали такие пословицы, как «Животу да сердцу винца да перцу» и «После супу вина выпить - у доктора червонец украсть» (являвшаяся, по-видимому, переделкой французской пословицы «Aprés la soupe un vers de vin point d'ecus au medecin»). «Вообще, - делал вывод Н.Ф.Высоцкий, - горькие и солёные вещества в пище, а также умеренное употребление спиртных напитков, считаются народом весьма полезными. Насчёт пива справедливо замечается: «пей пива больше, так брюху будет толще».(16)

Одновременно в русских пословицах и поговорках решительно осуждалось «неумеренное» винопитие. «Гибельное влияние на здоровье спиртных напитков, - указывал Н.Ф.Высоцкий, - описывается таким образом: «кто пьёт вино безопасно (т[о]-е[сть] без опасения), тот скоро огаснет (умрёт)»; «спаси Бог всякого от пристрастья пьяного», «кто пьёт много вина, тот сходит с ума»; «кто чарки допивает, тот века не доживает».(17) Сюда же относилась и пословица-«примета»: «Афанасья ломает с ненастья, а Савелья с похмелья».

Самому Н.Ф.Высоцкому за его достаточно долгую по меркам того времени жизнь не раз приходилось убеждаться в том, что границы между «умеренностью» и «неумеренностью» в России весьма условные и легко преодолимые.

Уже после большевистского переворота - в первые, голодные, годы советской власти - он бил тревогу по поводу непрекращающегося употребления алкогольных суррогатов и распространения самогоноварения.

Так, в 1920 г. в Казани были изданы «Очерки истории добывания и приготовления пищи», в которых в обобщённой форме Н.Ф.Высоцкий представил «схему истории развития питания первобытного населения западной Европы», рассмотрел «искусство приготовления пищи», а также историю «добывания и приготовления пищи первобытными насельниками нашей родины».

«Широкой волной, - писал он, в частности, в «Очерках...» о водке, - разливалась она по России, доставляя, как известно, нашему правительству главный источник государственного дохода. Потребление водки у нас стало настолько привычным, что его не могли прекратить ни указ Николая II-го, запрещавший продажу хлебного вина и спирта, ни всевозможные их «денатурации». Денатураты пытаются не только обезвредить различными способами, но пьют и не обезвреженными, несмотря на громадную стоимость их в продаже, и тяжёлые наказания, угрожающие, как продавцам, так и покупателям, на отвратительный вкус напитка и крайнюю опасность его для здоровья. Кроме того, в последнее время, распространяется приготовление так наз[ываемой]«самогонки» из ржи, в которой ощущается такой огромный недостаток».(18)

В связи со всем вышеизложенным, считаю, что богатое научное и публицистическое наследие профессора Н.Ф.Высоцкого, в том числе, в части изучения проблемы пьянства в России, нуждается в дальнейшем серьёзном осмыслении и обобщении.

Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань)

Сноски:

(1) См.: Михайлов М.К., Амиров Н.Х., Богоявленский В.Ф., Анохин В.А., Салихов И.А., Исхакова Р.Г. КАЗАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА// // Татарская энциклопедия: В 5 т./ Гл. ред. М.Х.Хасанов, ответ. ред. Г.С.Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2006. - Т. 3: К - Л. - С. 51.

(2) Следует отметить при этом, что из корпорации профессоров-медиков ИКУ вышел целый ряд известных общественно-политических деятелей умеренно-монархического и правомонархического толка. К таковым относились, в частности, председатель Комитета «Казанской Партии Манифеста 17 октября» и ЦК КС17О, член Московского ЦК «Союза 17 Октября», товарищ (заместитель) председателя Государственной Думы третьего созыва профессор М.Я.Капустин (1847 - 1920), член Главного Совета «Союза Русского Народа», и.о. председателя «Совета Монархических Съездов», председатель фракции правых Государственной Думы четвёртого созыва профессор С.В.Левашов (Левашёв) (1857 - 1919). В этой же связи, помимо самого профессора Н.Ф.Высоцкого, необходимо упомянуть известного в Казани и за её пределами своими политическими взглядами профессора Н.А.Засецкого (1855 - 1917), который в одном из «классификаторов» Казанского губернского жандармского управления 1911 г. назывался «вдохновителем группы правых профессоров». В последнем к «правым» были отнесены также профессора-медики В.С.Груздев, И.М.Догель, А.А.Панормов, И.А.Праксин, к октябристам - Н.А.Геркен, М.Ф.Кандаратский, С.С.Зимницкий, А.Н.Казем-Бек и В.П.Тонков. (См., например: Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 199. Оп. 2. Д. 1273. Л.л. 3 - 4 об.)

(3) Высоцкий Н.Ф. Очерки нашей народной медицины. Выпуск I-й. (С рисунками). - Москва: Печатня А.И.Снегирёвой, 1911. - С. 46.

(4) Там же. - С. 45.

(5) Там же. - С. 49.

(6) Там же. - С. 51.

(7) Здесь и далее даты приводятся по «старому стилю» (юлианскому календарю). - И.А.

(8) См.: Отчёт Казанского Общества Трезвости с 31-го августа 1897 г. по 31-е августа 1898 г.// Деятель. - 1898. - № 10 (октябрь). - С. 447.

(9) См.: Деятель. - 1897. - № 1 (январь). - С. 63.; - № 3 (март). - С. 182.

(10) См.: Высоцкий Н.Ф. Из воспоминаний врача о холере 1866 года// Памяти «Русалки», броненосца русского флота, погибшего в сентябре 1893 года. Сборник статей профессоров Императорского Казанского Университета. Под редакцией заслуженного профессора Н.Ф.Высоцкого. - Казань: Типография Товарищества Печёнкина и Кº, 1894. - С.с. 41 - 42.

(11) Резолюция казанского архиерея гласила: «Поучение сие священники имеют произносить (даже несколько раз) с церковной кафедры для поддержания благосостояния народа в нынешнее недородное время и сохранения народного здравия». (См.: Известия по Казанской Епархии. - 1899. - № 4 /15 февраля/. - С. 162.)

(12) Поучение в предупреждение на случай появления заразных болезней// Там же. - С. 161.

(13) Высоцкий Н.Ф. Материалы к учению о происхождении и развитии рака нижней губы. Диссертация на степень доктора медицины. - Казань: Типография Императорского Казанского Университета («в университетской типографии»), 1872. - С. 14.

(14) Там же. - С. 8.

(15) См.: Высоцкий Н.Ф. Медицинские воззрения нашего народа в пословицах и поговорках// Исторический Вестник. - 1903. - Т. XCIII. - Санкт-Петербург: Типография А.С.Суворина, 1903. - С. 241.

(16) Там же. - С. 238.

(17) Там же.

(18) [Высоцкий Н.Ф.] Очерки истории добывания и приготовления пищи. Профессора Н.Ф.Высоцкого. - Казань: Пятая Государственная типография, 1920. - С. 17.

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. Из научного наследия профессора Казанского университета Н.Ф.Высоцкого: взгляд на проблему пьянства в России через призму русских народных пословиц и поговорок, личных наблюдений и медицинской практики учёного// Третьи традиционные чтения: Материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2012 г.)/ Эйфория. - 2012. - № 1 (123). - С.с. 10 - 18.

Обновлено (11.09.2015 22:47)

 
Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение