PostHeaderIcon II Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с народным пьянством (1912 г.)

 Оренбургские епархиальные ведомости

1912 года, 24 мая, XL изд. №21 Выходят по четвергам.

Часть официальная.

Письмо Высокопреосвященного Московского Митрополита на имя Преосвященного Феодосия[1].

Ваше Преосвященство.

В конце 1909 и в начале 1910 гг. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд по борьбе с пьянством.

На означенном съезде в широкой степени разработаны были научные вопросы по алкоголизму, но почти совсем не затронуты были вопросы о мерах практической борьбы с народным пьянством, - может быть потому, что на съезда обнаруживалось полное идейное расхождение между членами съезда в принципах против алкогольной деятельности, побудившее в конце концов духовенство оставить съезд, как только большинством членов его было отвергнуто значение религиозно-нравственных устоев, как в деле школьного воспитания, так и в деле с народным недугом.

Вследствие этого на этом же съезде естественно родилась мысль о созыве нового съезда для разработки главным образом практических мер борьбы с народным пьянством и притом – на началах по преимуществу религиозно-нравственных.

С течением времени необходимость созыва такого съезда стала сознаваться еще ощутительнее в виду все более усиливающегося против алкогольного движения в приходах как городских, так и сельских. Начало этому движению было положено посланием Св. Синода к православному духовенству с призывом к борьбе с пьянством. Появившиеся вслед затем трезвенные общества и кружки до сих пор не приобрели еще достаточного опыта, не имеют объединяющего центра и потому не всегда достигают желаемых успехов.

Чтобы дать такой опыт и руководство одушевленным, но еще неумелым борцам с пьянством, чтобы организовать отдельные попытки в более планомерное и широкое трезвенное движение, - и представляется необходимым устроить съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в сердце России – Москве, как месте более центральном для всего состава предполагаемого съезда.

Все вышеизложенные соображения повергнуты были мною на благовоззрение Святейшего Синода с ходатайством о разрешении означенного съезда. II Святейший Синод, указом на мое имя от 11 марта 1912 года за № 3804, преподал свое благословение на организацию в Москве съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом и предоставил мне означенное дело принять под свое покровительство.

Для осуществления намеченных задач желательно привлечь на съезд: 1) представителей церковно-приходских братств и обществ трезвости, ведущих борьбу на началах религиозно-нравственных; 2) опытных педагогов из духовных и светских учебных заведений для разработки по преимуществу мер борьбы со школьным алкоголизмом; 3) представителей разнообразных светских обществ, кружков, союзов и других организаций, которые заявили себя деятельной борьбой с народным пьянством; 4) представителей медицинской науки для разработки вопросов о литературно-научной борьбе с алкоголизмом.

Съезд откроется 6 августа и продолжится по 12 августа 1912 года. Не сомневаюсь в живом сочувствии Вашего Преосвященства к делу организации предполагаемого съезда, питаю надежду, что Вы не откажетесь командировать на съезд из подведомственного Вам духовенства и учащего персонала таких лиц, которые наиболее заинтересованы делом борьбы с народным пьянством, а также и рекомендовать известных Вашему Преосвященству и заявивших себя убежденной борьбой с народным алкоголизмом представителей Обществ трезвости, врачей, общественных деятелей, которые должны заявления о своем желании участвовать на съезде прислать заблаговременно (не позже 1 июня этого года) членам Организационного Комитета по след адресу: Петербург, Обводный канн. 116, Прот. П.А. Миртову, или: Моска, Воздвиженская, д.7, Протопресвитеру Н.А. Любимову.

Всем командируемым Вам лицам (от 5-10 челов.) мною будет предоставлено на время занятий съезда – с 6 по 11 августа – даровое помещение и удешевленный стол.

Участие свое в занятиях съезда все его члены могут проявить составлением и чтением на съезде особых докладов по разработке тех или других вопросов, согласно прилагаемой при сем программой, а также и живым личным обменом мнений и взглядов по обсуждаемым на съезде вопросам. Заявление о докладах с указанием тем и основных положений (тезисов) должны быть присланы не позже 1 июля 1912 года в Организационный по созыву съезда Комитет по след. адресу: Москва, Воздвиженская, д.7., кВ.1 – Протопресвитеру Н.А. Любимову, или: С.-Петербург, Обводный канал, 116, Протоиерею П.А. Мортову.

Вашего Преосвященства покорнейший слуга

Владимир Митрополит Московский.

Программа

Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, имеющего быть в Москве в августе 1912 года.

I. Религиозно-нравственные учения и научные основы борьбы с пьянством.

Борьба с пьянством, как одна из неотложных задач современной церковной и общественной жизни.

Организация борьбы с алкоголизмом: общества трезвости, братства, попечительства и др.

Меры по борьбе с проявлением пьянства в бытовой жизни народа.

II. Школьный алкоголизм и меры борьбы с ним.

Борьба через школу с народным алкоголизмом.

III. Литературно-научная борьба с алкоголизмом: научная разработка вопросов об алкоголизме, газеты, журналы, научно-популярные лекции, беседы с народом, музеи, противоалкогольные выставки и проч.

При съезде могут быть организованы примерные лекции о борьбе с пьянством для народа.

Оренбургские епархиальные ведомости

8 декабря, №48-49, 1912 года.

Часть неофициальная.

Всероссийский в Москве съезд по борьбе с алкоголизмом[2].

26 мая с.г. Его Преосвященству. Преосвященнейшему Феодосию благоугодно было разрешить мне отпуск на поездку в Москву для участия во Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Желание побывать на съезде у меня родилось вместе с первым известием о разрешении его и потому, признаюсь, я с радостью принял архипастырское благословение на мой путь. Впоследствии стало известным, что съезд с июня месяца переносится на август 6-12, это тем более для меня было приятным, что к этому времени я успел закончить сельскохозяйственные работы, собрал некоторые сведения о трезвенном движении по Оренбургской епархии и подготовил небольшой доклад. Будучи всегда трезвенником, я настойчивую активную борьбу с пьянством в приходе повел два года тому назад. Борьба с пьянством, как вообще и всякая борьба, имеет много препятствий, чтобы идти к цели, нужно эти препятствия преодолевать; опыт этой работы выдвинул много недоуменных вопросов и сомнений – вот разрешение то их мне и хотелось получить на Съезде практических деятелей. Сам я состою руководителем приходского братства трезвости.

В Москву с своим епархиальным товарищем о. В. Елиным прибыли мы 4 августа и на следующий день водворились в общежитии духовной семинарии, предоставленном с разрешения Его Высокопреосвященства, почти для всех участников Съезда бесплатно, здесь же в семинарской столовой мы и кормились за незначительную плату.

Программа Съезда:

I. Религиозно нравственные и научные основы борьбы с пьянством.

Борьба с пьянством, как одна из неотложных задач современной церковной и общественной жизни.

Организация борьбы с алкоголизмом: общества трезвости, братства, попечительства и др.

Меры борьбы с проявлением пьянства в бытовой жизни народа.

II. Школьный алкоголизм и меры борьбы с ним. Борьба через школу с народным алкоголизмом.

III. Литературно-научная борьба с алкоголизмом: научная разработка вопросов об алкоголизме, газеты, журналы, научно-популярные лекции, беседы с народом, музеи, противоалкогольные выставки и проч.

При съезде могут быть организованы примерные лекции борьбы с пьянством для народа.

6 августа в 6 часов вечера в храме духовной семинарии совершено было пред открытием Съезда молебствие Высокопреосвященнейшим Владимиром, Митрополитом Московским в служении с председателем съезда, Арсением, архиепископом Новогородским, Митрофаном, Епископом Гомельским и прочим высшим духовенством.

Из храма присутствующие перешли в актовый зал. Владыка митрополит в своей речь призывал Божье благословение на занятия Съезда, приветствовал его участников и отметил, что «чем вернее борцы будут началам религии и нравственности, тем больший успех будет сопровождать их работы».

После молитвы Св. Духу, Высокопреосвященный, архиепископ Арсений открыл съезд речью, указавши в ней то, что «борьба с пьянством составляет настоятельную и неотложную задачу для государства и для общественных сил»… (см. №34 Церковн. Вед.).

Преосвященный обратил внимание на успех в этой борьбе обществ трезвости, число которые в настоящее время простирается до двух тысяч; а членов в них свыше полумиллиона… Духовенство первым выступило на борьбу с пьянством в 50-х годах прошлого столетия…

Товарищ председателя, преосвященный Митрофан в своей речи остановил внимание присутствующих на уличном озорстве-хулиганстве. «У нас тупое безразличное отношение к пьянству», говорил владыка, «нет греха больше языка, у пьяницы он огонь, оскверняющий тело, а российское благодушие прощает пьяным их безобразия. Для борьбы с пьянством нужно коренное изменение миросозерцания народного на винопитие. При общей борьбе единодушной Церкви и школы с пьянством зашатается это пышновзращенное всероссийское древо»… Внушительное обличение пьянству в своей речи высказал известный деятель по борьбе с алкоголизмом М.Д. Челышев. Попечитель Московского учебного округа (говорил) призывал для борьбы с антихристианством в науке. Далее был прочитан ряд полученных съездом приветствий и телеграмм. После троекратно исполненного народного гимна, покрытого восторженным «ура», высокопреосвященный Владимир огласил текст всеподданнейшей телеграммы Государю Императору.

Заседание Съезда разделены были на три секции, для каждой из них в тот же день избраны были председатели: в первой по общим вопросам борьбы с алкоголизмом – избран протопресвитер Н.А. Любимов; второй – по вопросам школьного алкоголизма – инспектор народных училищ Г.Ф. Марков – и третьего – по вопросам противоалкогольной литературы – прот. П.А. Миртов.

Занятия на съезде велись утром с 9-2 и вечером с 6-10 часов. Темы докладов с именами докладчиков обыкновенно оповещались накануне дня того. Всего за 7 дней работы съезда заслушано было свыше 80 докладов в том числе и наш: «Пробуждение духовенства и мирян епархии к трезвенному движению». После чтения каждого доклада происходил оживленный обмен мнений, по окончании их определялись секционные революции, которые потом выносили на одобрение общему собранию участников съезда и после этого только заносились в общий журнал съезда.

Особенный интерес съезда вызвали доклады: известного казанского деятеля по борьбе с пьянством А.Т. Соловьева. Докладчик долго останавливался, между прочим, на проекте об устройстве работных домов для пьяниц с сельскохозяйственными и ремесленными работами. «На содержание этих домов должны отпускаться средства, которые ныне поглощаются разными попечительствами о народной трезвости»; затем, - инспектора Маркова, говорившего о школьном алкоголизме. Основою борьбы с алкоголизмом в школах должно быть преподавание во всех школах: «науки трезвости».

Преподаватели этой науки должны быть совершенными трезвенниками.

Доклад основателя российской Сергиевской школы трезвости иеромонаха Павла. В школе вместе с грамотой дети занимаются сельскохозяйственными работами и ремеслами, через влияние на детей школа эта ведет энергичную борьбу с пьянством среди взрослого населения; за пять лет деятельности школы в соседней местности уменьшалась преступность на 75%. Перед съездом собранным детям даны были уроки Закона Божия, арифметики и правописания с нравоучением о трезвости. Священник А. Иванов сделал доклад об участии земства в борьбе с народным пьянством совместно с духовенством. Оказывается, из 250 опрошенных докладчиков земств, только 16 принимают некоторое участие в борьбе с народным злом.

Доклад протоиерея Л. Любимова «о способах борьбы с пьянством» вызвал долгие и весьма оживленные прения по разным вопросам. Почтенный докладчик сам 12 лет состоит председателем и руководителем Даниловского общества трезвости в г. Москве, в обществе насчитывается свыше 20 тысяч человек, имеется 30 тысяч капитала, своя школа, чайная, народный зал, библиотека. Все это достигнуто почти исключительно трудами старца – о. протоиерея. В докладе о. Любимов говорил с способах борьбы религиозно-нравственного свойства…пьянство – удаление человека от Бога… - значит способы борьбы должны быть – возвращающими к Богу, т.е. религиозно нравственными.. Борцу – с пьянством нужно в самом себе развить душу высокую… Главная роль в борьбе с пьянством принадлежит духовенству, оно должно явиться естественным проводником трезвости в народе…трезвость – царица благочестия. Все слои общества для борьбы с пьянством должны примкнуть к духовенству.

Где нет трезвости – там ничего творческого сделать нельзя. – нам нужно прежде приготовить народ – отрезвить.

О. Любимову возражали против этого, что он принимает в общество лиц в не трезвом виде. Говорили за и против. Секция решила предоставить в этом отношении полную свободу руководителям обществ трезвости. Другое существенное возражение о. Любимову заключалось в том, что без законодательных мер борьба с пьянством не будет достигать желаемой цели, меры о. Любимова названы односторонними.

9 августа утром на полном общем собрании съезда протопресвитером Н.А. Любимовым была доложена телеграмма министра Императорского Двора ответ на телеграмму Государю Императору Высочайшая благодарность была выслушана стоя, покрыта дружным «ура» с пением народного гимна.

В тот же день протопресвитером Н.А. Любимовым в общем собрании прочитал обширный доклад высокопреосвященнейшего митрополита Владимира: «». Доклад направлен против сочинения профессора …. (стр. 997)

Она не осуждает только употребление вина не перебросившего, как питательно средства. Во времена библейские народы знали, как предохранять сок виноградный от брожения… О таком не опьяняющем вине упоминают в своих сочинениях Аристотель, Плиний, Гиппократ и другие. «Плод лозный» - понимать нужно именно как безалкогольное вино. Иудеи были народ трезвый. Вино в Капе Галилейской и на Тайной Вечере – чистый сок винограда. Враги - напрасно привлекают лучшую религию за себя.. Владыка митрополит привел ряд убедительных соображений в пользу трезвости, оправдываемой Библией.

В тот же день напряженный интерес вызывал доклад доктора И.В. Сажина: «За нас ли, трезвенников наука?». Доктор в докладе указал, между прочим, на то, что в России алкоголь производит большее опустошение, чем чума и холера, употребление алкоголя для нашего государства в связи с понижением трудоспособности народной обходится ежегодно в три миллиарда рублей. Потребление алкоголя растет и в связи с потреблением его наблюдается вырождение человечества. Если некоторые врачи до сих пор и высказываются за умеренное потребление алкоголя, так это объясняется недостаточным изучением природы алкоголя в университете, место алкоголя только в чисто медицинских случаях, как стрихнина.

Даже один стакан пива ослабляет организм сопротивляться чахлости; алкоголь совершенно не нужен организму. Принцип полного воздержания наукой признан. За границей уже можно насчитать много обществ врачей – трезвенников. Сам германский профессор Крепелик, называемый солнце в области психиатрии, - трезвенник. На борьбу с алкоголизмом должны выступить духовенство, врачи, интеллигенция. Профессор Сикорский в своей книге «Надвигающийся великий кризис от вина» указывает на громадное влияние алкоголизма в России, на понижение работоспособности, сделавшейся наследственной для интеллигента и простого рабочего. «Целью антиалкогольного движения, заканчивается доктор словами Бергмана, является признание идеи полного воздержания от спиртных напитков нравственным законом. И этот закон, не смотря на все вражеские препятствия, будет достигнут. Благо народа да будет самым дорогим для нас».

Съездом вынесена резолюция, объединяющая оба последние доклады, «единогласно» признать необходимость проведения в жизнь полного абсолютного воздержания от употребления спиртных напитков, как такого фактора, который нимало не противореча указаниям Библии, наоборот, находя именно в ней глубокое основание, в тоже время подтверждаемый и всеми позднейшими научными наследованиями, является единственно-надежным ручательством успеха противоалкогольной борьбы.

10-го общему собранию были представлены резолюции секций: здесь были рассмотрены и одобрены. В этот же день живой интерес вызвал доклад протоиерея П.А. Миртова «Пастырская совесть пред вопросом и борьбе с алкоголизмом». «Безусловное воздержание, говорилось в докладе, от употребления крепких напитков является повелительным долгом для пастыря: сильные и крепкие должны показывать пример слабым»…

11-го член Г. Думы Челышев читал: Проект закона Г. Думы как мера борьбы с народным пьянством. По новому законопроекту, уже переданному в Государственный Совет, винные лавки буду открываться только с согласия самого населения, в разрешении вопроса об открытии с правом голова участвуют и женщины, представительницы крестьянских дворов.

Следом признано, что законопроект может принести существенную, практическую пользу русскому населению и потому настаивает на скорейшем проведении его в жизнь.

В этот же день и 2 час. по полудню группа участников Съезда около 300 человек совершили паломничество в Троице Сергиеву Лавру. После краткого молебна в Сергиевом Посаде с пением тропаря и величанием преподобному мы прошли по улицам и через святые ворота подошли к великой церкви.

Величественно-умилительная картина: триста голосов мирян и пастырей, собранные из далеких концов царства по побуждению любви к дорогой родне, смиренно склоняются перед ракою великого сына, Печальника и молитвенника Русской Земли.

Могучей волной полилась единодушная молитва: да направит Всемогущий по молитвам Радонежского Чудотворца к трезвой жизни немощный русский народ… слезы отрадной надежды сами собою просияли на глазах. Лавра в древних стенах своих еще не видела такого собора священнослужителей.

Два часа почти мы посвятили на обозрение исторических памятников монастыря, а потом, отслуживши всенощное бдение, с ночным поездом отбыли обратно в Москву.

12 августа торжественное богослужение высокопреосвященным митрополитом Владимиром в храме духовной семинарии в сослужении архиепископа Арсения и епископов Митрофана и Анастасия и многочисленного духовенства при общем пении до 600 человек под управлением известного в Москве священника П. Смирнова. После молебна состоялось торжественное заседание Съезда. Здесь были оглашены все резолюции, принятые съездом. Всех участников «Съезда» было 470 из них 270 духовных. Из светских больше всего было учащих духовно-учебных заведений и светских средних, потом профессоров, врачей, общественных деятелей, несколько дам (16) членов трезвых организаций, 8 матушек, было несколько крестьян. Больше других делегатов на съезде было от епархий: Московской, Новгородской, Псковской, Орловской и Литовской. Были даже из отдаленных окраин, из епархий: Архангельской, Иркутской и Туркестанской. Всех докладов на съезде прочитано около ста, которыми всесторонне совещались разные стороны.

Несомненно, что съезд этот принесет большую пользу. Я не хочу сказать о том, что после него пойдет рушится русское пьянство; это задача нашей напряженной работы многих лет. Первое – здесь важен почин объединения практических деятелей, укрепляющий мужество одиноких борцов и пробуждающей общество к движению. За первым съездом подготовится второй и последующие. Опасность алкоголизма сознается во всех слоях населения, нужна энергичная работа на местах в провинции. Приходское духовенство, руководимое епархиальным трезвым союзом. 


[1] Оренбургские епархиальные ведомости, 1912, №21, ч. оф., стр. 232-235

[2] Всероссийский в Москве съезд по борьбе с алкоголизмом / Набивач И., свящ. // Оренбургские епархиальные ведомости, 1912, №48-49, ч. неоф., стр. 993-1001

Обновлено (11.02.2014 21:44)

 
Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение