PostHeaderIcon Результаты исследования по Иоанну Кронштадтскому «Пьянство – диавольская сеть, диавольская отрава»

 

Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский:

«Пьянство – диавольская сеть,
диавольская отрава»

В борьбе с пьянством о. И. Кронштадтский укреплял одного писателя словами: «…Пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать!..»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский! Кому сегодня не известно это имя? Народная любовь еще при жизни угодника Божия звала его «добрейшим, дорогим», «Высокоуважаемым, многолюбимым» отцом; «великим пастырем», – он был и остается Всероссийским батюшкой, истинным «служителем Христа Воскресшего».

Служение о. Иоанна пришлось на непростое для России время: смерть императора Александра III, революция 1905-1907 гг., Русско-Японская война; отступление от Бога и Церкви; ереси; расколы, пьянство. И когда у некоторых опускались руки при виде собственных скорбей, о. И. Кронштадтский говорил: «А ты будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим, и легче тебе станет». (из беседы со св. прав. Алексеем Мечевым). Именно так поступал он сам.

Пьянство – это вечный бич русского народа, с которым столкнулся молодой священник в Кронштадте. Как он сам писал: «Город этот военный: здесь на каждом шагу встречаешь военных, матросов, мастеровых из гавани. Матросы, попав на берег, стараются использовать свое свободное время во всю ширь, получить как можно больше удовольствий. Поэтому здесь всегда можно было встретить на улицах пьяных и слышать о многих безобразиях. С первых же дней служения мое сердце стало болеть при виде такой нехорошей, греховной жизни, и, естественно, появилось твердое намерение как-нибудь исправить этот пьяный, но хороший по своей душе народ. Поэтому я начал как можно чаще обращаться к ним со словом обличения, увещевания и вразумления, убеждая их бороться со своей страстью и для этого как можно чаще посещать храм Божий, чтобы хоть утро проводить в трезвости».

И это слово мы слышим в его проповедях, где он называет грех и тянущиеся за ним последствия: «человек от чрезмерной любви к разгорячающим питиям и вкусным яствам, употребляемым в излишестве, вечно больной и душою и телом» (т.II Слово в неделю о блудном сыне). И призывает с амвона: «Решимся твердо отныне же не предаваться невоздержанию и пьянству и всем от них происходящим грехам и со слезами будем просить у Господа, чтобы Он благодатию Святаго Духа укрепил нас в нашем намерении и благоделании».

Обратите внимание: батюшка не отделяет себя от грешников, он говорит: «решимся», «будем», «нас», как будто и он среди этих несчастных и вместе с ними просит и молит Господа о пощаде. Да так в сущности и было. Батюшка входил в чужую боль, горе, пропускал жизнь другого человека через свое сердце и тогда слезно молил Господа об исцелении – он «любил ближнего, как самого себя».

Однако Всероссийский пастырь, обличая грех, предостерегает нас от жестокосердия и глумления над ближними и призывает быть более строгими к себе: «не станем слишком строго судить бедных за то, что иногда они утешат себя и согреются согревающим и утешающим напитком: ведь они не из железа и камня сотворены, а как и мы грешные, состоят из той же плоти и крови…, терпя наше жестокосердие и глумление, и лишены церковного собрания, общественной молитвы и славословия, этого великаго утешения и подкрепления для души своей». (т. II Поучение в неделю 22 по Пятидесятнице.)

Главным оружием в борьбе с пьянством о. Иоанн считал веру, молитву, и, главное, причастие св. Таин. Так он всегда советовал поступать: «Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с пьянством. Не стыдись перед священником назвать свои грехи настоящим именем и не скрывай сего в душе своей. Иначе нельзя получить прощения и силы в борьбе. Православная церковь никому из сынов своих не отказывает в св. Таинствах, а литургия совершается у нас ежедневно. Ступай» («Источник Живой воды». Борьба с пьянством).

Заходя в трущобы Кронштадта, видя бедность и нищету людей, о. Иоанн. любя детей, через них старался воздействовать на душу их пьющих родителей. Его тихий голос, ласковые и серьезные одновременно глаза умиротворяли мятущиеся сердца. Вот воспоминание одного ремесленника: «Прихожу раз не очень пьяный… Вижу, какой-то молодой батюшка сидит и на руках сынишку держит и что-то ему говорит – ласково. И ребенок серьезно слушает… Я было ругаться хотел… да глаза батюшки и ласковые, и серьезные в одно время меня остановили. Стыдно было… Опустил я глаза, а он смотрит, прямо в душу смотрит. Начал говорить… Говорил про то, что у меня в коморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания» («Источник Живой воды»).

Именно почитание образа Божия в человеке делало батюшку любимым пастырем.

«Нужно чтить и любить в каждом человеке образ Божий, не обращая внимания на его грехи, Бог един свят и безгрешен; а, как Он нас любит, что Он для нас сотворил и творит, наказуя милостиво и милуя щедро и благостно!

Не нужно смешивать человека, этот образ Божий, со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное его несчастие, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий, все-таки в нем остается» – говорил о. Иоанн.

Маловерие, отступление от матери-Церкви и ее спасительных таинств – вот причина постигшей нас беды:

«Никто еще не родился пьяницей, а сделался им в жизни. Конечно, часто наследственное предрасположение играет здесь роль, но корень и причина зла кроется внутри, в нас самих. Если сила веры властна настолько, чтобы поднять нас со смертнаго одра, то она имеет достаточно мощи заставить нас пить умеренно, то есть остановиться на той рюмке, после которой мы перестаем носить образ и подобие Божие, приближаемся к животному…» («Источник Живой воды» О борьбе с пьянством).

О.Иоанн Кронштадтский называет народное пьянство «врагом Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика». И призывает на возстание против «зла столь великаго и гибельнаго», против «врага сильнейшаго».

В другом месте о. Иоанн говорит: «не бояться, а презирать мы должны встречи с неприятелем. Если ты будешь бегать от водки, как от властнаго твоего соблазнителя, то рано или поздно попадешь к нему лапы…» («Источник Живой воды» О борьбе с пьянством).

Молитвенная помощь о. Иоанна не ограничивалась только православными христианами. Известны случаи исцеления от пьянства даже иноверцев. Один татарин пил запоем. Он обратился за помощью к о. Иоанну. Батюшка пришел в номер и стал молиться. Татарин был поражен той искренностью и верой, с какой молился православный священник. И когда о. Иоанн кончил молитву, растроганный татарин наклонился к его плечу и прошептал с умилением: «Молись, пожалуйста, молись еще!» («О чудесах и исцелениях» Православный календарь на 2006 год). Являясь почетным председателем С.-Петербургского общества трезвости, основанном в 1890 году, отец Иоанн «всегда бичевал пьянство».

«Братья, говорил он, пьянство, диавольская сеть, диавольская отрава: ибо пьянство губит души человеческия, а вместе с душами и тела…

…Люди Господни, немедленно перестаньте пьянствовать и разорять себя и, свои семейства, чтобы не погубить свои души и тела. Именем Господним умоляю вас – бросьте пьянство, и особенно по воскресным и праздничным дням. Дни Господни надо святить воздержанием, молитвою и добродетелию, а не осквернять пьянством, буйством, сквернословием и другими непотребными делами. Не растлевайте же себя пьянством; помните, что ваши тела – нерукотворенные храмы Святаго Духа; но аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 6, 17), т.е. и здесь подвергнет болезням и при кончине самому смрадному тлению, а в будущем веке – вечному тлению в вечном огне…»

Страшные последствия, которые влекло за собой пьянство о. Иоанн видел и в деревнях, и в селах, и в городах.

«Ребенок-идиот оказывается у отца, пившаго запоем… Юноша-пьяница оказывается сыном пропойцы-отца, жестоко бившего детей во «хмелю»… Чахоточная мать, жертва пьяных оргий мужа. Разслабленный «25-летний» старец герой безшабашных кутежей. «Нищий-миллионер» часто бывший мот и кутила, спустивший наследство разгулом. Кто не борется теперь с этим недугом? И правительство, и земство, и частные люди. Устраиваются различные больницы»…

До чего узнаваемая картина! А ведь прошло сто лет! О. Иоанн грозно предупреждал и о более тяжких последствиях: «… если все питейныя дома и трактирныя заведения у нас в городах в воскресные и праздничные дни будут открыты с утра и до вечера, и русский народ будет кощунственно в дни святые, Богу определенные, пить и напиваться, курить и накуриваться, – то немудрено, что в какое-нибудь столетие русские сами выжгут свои города…”

И на протяжении своего более чем 50-летнего служения о. Иоанн шел к страждущему народу, исцелял, молился, помогал материально, благословлял на борьбу с этим злом, и всюду его теснили толпы людей.

Часто о. Иоанну ставили в вину, что его окружают дурные лица, навлекающие тень на его имя. На это он отвечал: “Если Спаситель наш не гнал от себя прелюбодеев и грешников и терпел возле себя Иуду, – предателя, то мне ли, недостойному слуге Его, не следовать по пути Его! Я такой же грешный человек, как и все вы. Грешен, грешен и каюсь… Берегитесь гордыни!”

В чем только не обвиняли великого старца! И в том, что он посещает преимущественно богатых, что ездит в каретах, что ходит в шелковых рясах и носит кресты, украшенные дорогими камнями, что пьет дорогое вино, что терпит возле себя женщин и т.п.

Но не тоже ли говорили Спасителю? Что мы читаем в Евангелии от Матфея зач. 41? «…Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се человек ядца и вонопийца, мытарям друг и грешником».

Конечно о. Иоанн присутствовал на многих обедах, где поднимались тосты и за него и за других лиц, но пристрастия не было, а была любовь к людям, и воздержание, и особенная жалость о. Иоанна к подверженным страсти винопития.

В наше время проблема осталась насущной. Имея такого предстателя пред Господом в лице Св. прав. о. Иоанна Кронштадтского, прибегнем к его помощи и, словами молитвы от пьянства, составленной им самим, воззовем:

«Господи, призри милостивно на рабов Твоих (имена), прельщенных лестию чрева и плотского веселия. Даруй им познать сладость воздержания в посте и проистекающих от него плодов Духа. Аминь»

Использованная литература:

  • «Святой праведный Иоанн Кронштадтский» Творения. Дневник. Том II. 1859-1860. (Издательство «Отчий дом» Благотворительный фонд «Северная Обитель». Москва 2003 год).
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергеева. Том II. (СПб; Издательство Л.С. Яковлевой 1994 год).
  • «Источник живой воды». «Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского» (С.-Петербург 1995 год. Издательство «Царское дело». Составлено Н.И. Большаковым).
  • «Светильник Северной столицы». Православный календарь на 2006 г. с приложением акафиста св. прав. И. Кронштадтскому (Издание Южно-Сахалинской и Курильской епархии. О. Сахалин 2005 год. По благословению епископа Ю.-Сахалинского и Курильского Даниила).

Обновлено (23.09.2014 21:01)

 
Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство Трезвение